Говорение



задания
Проверяемые
элементы
содержания
Коды
проверяемых элементов
содержания
по кодификатору
Уровень
сложности задания
по кодификатору
Максимальный балл
за выполнение
задания
41 (1) Чтение текста вслух 5.4.1 Б 1
42 (2) Условный диалог - расспрос 1.1.2 Б 5
43 (3) Связное тематическое
монологическое высказывание
с использованием основных
коммуникативных типов речи
(описание, повествование,
рассуждение, характеристика)
1.2.1 Б 7
44 (4) Связное тематическое
монологическое высказывание,
передача основного содержания
увиденного с выражением своего отношения,
оценки, аргументации
(сравнение двух фотографий)
1.2.2 В 7
Итого 20


  • Устная часть экзамена имеет компьютеризированную форму. Учащийся получает отдельное автоматизированное рабочее место, а в аудитории находится специалист, призванный решить технические проблемы учащегося, если они возникают в процессе ответа или подготовки к нему. Задания предъявляются учащемуся по очереди, время подготовки и ответа строго лимитировано компьютерной программой. Никакие действия учащегося не могут привести к увеличению времени подготовки или собственно ответа.
  • В процессе подготовки к ответу учащемуся запрещается делать какие-либо заnиси — устная часть экзамена проверяет умения спонтанной речи (строго говоря, время подготовки не позволяет это сделать в любом случае).
  • После ответа учащийся имеет возможность прослушать аудиозапись своего ответа. Рекомендуется прослушивать всю аудиозапись от начала до конца, а не только ее начало. Если ответ учащегося (или его часть) по каким-либо причинам не был записан, учащийся сообщает об этом ответственным лицам на пункте приема экзамена, и ему будет предоставлена возможность сдать экзамен еще раз в резервный день.
  • Ознакомьтесь со специальным тренажером для устной части экзамена, чтобы сам интерфейс программы был вам знаком (см. сайт www.ege.edu.ru). 
  • Рекомендуется практиковать аудиозапись своих ответов и их последующее прослушивание и обсуждение на подготовительных занятиях или уроках, чтобы снять определенные психологические трудности, некий психологический барьер, который стоит перед многими сдающими устную часть ЕГЭ по английскому языку.
  • Контролируйте время высказывания, используя любой таймер, а также обычные или песочные часы. На экзамене на экране компьютера есть специальный таймер, который поможет вам сориентироваться, сколько времени от подготовки (ответа) прошло, а сколько — осталось.

Задание 1 — чтение текста вслух

  • Данное задание относится к базовому уровню сложности. Владение техникой чтения вслух сегодня является актуальным компонентом иноязычного общения. 
  • При выполнении данного задания вам предстоит за 1,5 минуты подготовить выразительное чтение вслух текста информационно-познавательного характера. Само чтение текста вслух также не должно занимать более 1,5 минут (практика показывает, что этого времени большинству учащихся вполне достаточно).
  • С точки зрения звуков необходимо научиться дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные, межзубные и фрикативные согласные, владеть так называемым linking r, знать правила чтения и исключения из них, противопоставлять сильные и слабые согласные, избегать палатализации согласных перед гласными.
  • С точки зрения интонационного оформления текста, читаемого вслух, необходимо научиться правильно ставить паузы, фразовое ударение, владеть восходящим и нисходящим тоном и правильно их использовать в зависимости от разных коммуникативных типов высказывания, а также в зависимости от законченности/незаконченности смысловой группы. 
  • При подготовке к заданию определите, какие предложения являются простыми, а какие — сложными (сложноподчиненными и сложносочиненными). Научитесь мысленно выделять для себя перечисления, вводные обороты. Опирайтесь на знания и умения, полученные на уроках русского языка. Обращайте внимание на пунктуационные знаки — они являются своеобразной подсказкой, сигналом о необходимости использования паузы и восходящего или нисходящего тона.
  • Различайте служебные и самостоятельные части речи, так как от этого будет зависеть фразовое ударение в предложении.
  • Не забывайте про особый ритм, характерный для английского языка, а именно: ударный слог и следующие за ним неударные слоги образуют ритмическую группу, в которой всегда есть один ударный слог и некоторое количество неударных слогов. Произношение ритмических групп с разным числом неударных слогов в английском языке занимает приблизительно одинаковое время. 
  • Учащийся может получить либо 1 балл, либо 0 баллов за задание 1. При этом для того, чтобы эксперт оценил чтение текста вслух в 1 балл, учащийся может допустить не более 5 фонетических ошибок, при этом не более 2 из них могут быть грубыми (т.е. искажающими фонетический и фонематический состав слова, препятствующими правильному узнаванию слова и пониманию читаемого текста). Пример таких ошибок: ship or sheep, fin or thin.

Задание 2 — условный диалог-расспрос

  • Данное задание также является заданием базового уровня сложности. В соответствии с коммуникативной ситуацией учащимся предлагается некая реклама. Для того, чтобы принять решение, воспользоваться данным рекламным предложением или нет, учащимся предлагается задать несколько уточняющих вопросов.
  • Временной фактор при подготовке и выполнении данного задания — 1,5 минуты на подготовку, по 20 секунд на каждый вопрос. Каждый правильно заданный вопрос оценивается в 1 балл (при этом принимаются только прямые, грамматически верно составленные вопросы, отражающие запрос в задании). Максимально за данное задание учащийся может получить 5 баллов.
  • Не забывайте про разницу между общими и специальными вопросами, научитесь как следует задавать прямые вопросы, обращая внимание на порядок слов в вопросительном предложении. Используйте преимущественно общие и специальные вопросы, так как именно эти типы вопросов будут выглядеть наиболее естественно в условиях данного задания.
  • Повторите построение вопросительного предложения в простом настоящем и простом будущем времени активного и пассивного залога. 
  • Косвенные вопросы и эллиптические конструкции при выполнении данного задания недопустимы.
  • Вы можете использовать однотипные вопросы, если это позволяет задание, а также возможно использовать лексику, использованную в самом задании, либо синонимичные фразы и обороты (при этом богатство вашего лексического репертуара не приносит в данном задании никаких бонусов). 
  • В большинстве случаев из формулировки задания очевидно, общий или специальный вопрос следует задать по тому или иному его пункту. Так, если пункт начинается со слова if, наиболее логичным будет задать общий вопрос. Помните, что общий вопрос произносится с восходящей, а специальный — с нисходящей интонацией.
  • Не следует задавать несколько вопросов по одному и тому же пункту в надежде, что хотя бы один вопрос окажется правильным. Эксперт-экзаменатор оценивает только один вопрос — последний из прозвучавших. Поэтому если экзаменуемый задал вопрос и понял, что сделал в нем ошибку, то он может успеть в отведённое время задать тот же вопрос правильно. Но если он исправит правильное на неправильное, то балла не получит, т.к. второй окончательный ответ содержит ошибку. Здесь полная аналогия с письменным экзаменом: если ученик зачеркнул правильное и написал сверху неправильное — это считается ошибкой. 

Задание 3 — тематическое монологическое высказывание 
(описание фотографии)

  • Данное задание устной части ЕГЭ по английскому языку также является заданием базового уровня сложности. Суть задания — необходимо выбрать одно из трех предложенных фото, представить себе, что выбранный снимок взят из его личного фотоальбома, и рассказать воображаемому собеседнику об этой фотографии по предложенному в задании плану. На подготовку учащемуся дается стандартные для устной части ЕГЭ по английскому языку 1,5 минуты, сам ответ должен занимать не более двух минут при общем рекомендуемом объеме 12 -– 15 фраз.
  • Данное задание оценивается по трем критериям, которые необходимо внимательно прочитать. Первый критерий — решение коммуникативной задачи, т.е., содержание высказывания. Особо отметим, что если данный критерий оценивается экспертом в 0 баллов, то и весь ответ по данному заданию автоматически оценивается как 0 баллов тоже. Проследите, сколько фраз вы должны произнести на тот или иной балл по данному критерию (по этому критерию можно получить максимум 3 балла). Обратите внимание, что важно не просто сказать нужное количество фраз, но и раскрыть все пункты плана (аспекты) в задании. Если один или несколько аспектов (пунктов плана) раскрыты не полностью или не раскрыты вообще, то количество баллов по данному критерию будет меньше максимально возможного даже при общем объеме высказывания 12- 15 фраз. Второй критерий — организация высказывания, а именно, наличие в высказывании средств логической связи и вступительной и заключительной фразы (по этому критерию можно получить максимум 2 балла). Третий критерий — это языковое оформление высказывания (максимум 2 балла). Итого максимально за заданное задание учащийся может получить 7 баллов. Отметим, что точно такие же критерии применяются к оценке 4 задания — монологическому высказыванию с элементами рассуждения (сравнение двух картинок).
  • Особо обратите внимание на изменения в этом задании в демоверсии ЕГЭ 2016 г. по сравнению с 2015 г. Так, была изменена формулировка задания, а также первого пункта плана. Если ранее задание предполагало, что именно говорящий сделал снимок, то в ЕГЭ 2016 г. в данном задании у говорящего есть свобода выбора, кто фотографировал, а кто позировал (т.е., теоретически на фото может быть «изображен» сам говорящий). Кроме того, формулировка первого пункта плана предполагает, что учащийся указывает не только КОГДА, но и ГДЕ был сделан снимок.
  • На экзамене, выбирайте тот снимок, который позволит вам наиболее выигрышно продемонстрировать владение языком. Сделав выбор, следует сосредоточиться на нем, не менять фотографию в процессе подготовки.
  • При выстраивании монолога строго следуйте предложенному в задании плану. Принято думать, что это необходимо в первую очередь для эксперта, однако эксперт в любом случае должен внимательно слушать ответ, каким нелогичным он бы ни был, отыскивая в нем элементы, соответствующие тому или иному пункту плана. Следование плану задания нужно скорее учащемуся, так как это помогает ему не запутаться в своих рассуждениях, не упустить ни один из аспектов содержания, логично выстроить высказывание.
  • Ответ следует начинать с фразы I've chosen photo number ... , как это и сказано в задании, но эта фраза не может считаться вступительной. Набор стандартных вступительных и заключительных фраз: 
Вступительные фразы: Would you like to have а look at ту picture? I'd like to show you а picture from ту photo album., etc. 
Заключительные фразы: I hope you liked ту picture. / I guess that's all I can tell you about
this photo., etc.

  • По некоторым пунктам плана высказывания также можно составить домашние заготовки, например:

(1) When and where the photo was taken: I took this picture last year (three years ago). / I took
this picture while travelling. / 1 took this picture on holiday in ...
(4) Why you took the photo: It was an unforgettable momеnt of ту trip. / This picture reflects
the atmosphere of the day (event).
(5) Why you decided to show the picture to your friend: / know you always like to look through
mу holiday pictures. / I know you have always wanted to see this place.
Однако не следует полагаться только на клише в своем ответе, — такой ответ не может получить высокий балл. Клише лишь призваны сделать речь более логичной, связной, заполнить неизбежные паузы на обдумывание фразы, снять психологические трудности, помочь «войти» в монолог.

  • Для второго пункта плана особенно удобны конструкции типа there is/are, you can see и пр. Активизируйте лексику для описания природы, внешности и одежды человека и т.д. 
  • Для третьего пункта плана рекомендуется использовать предложения с Present Continuous (Progressive) Tense.
  • Формируйте навыки перифраза. Это пригодится вам при ответе, если вы не будете знать, как называется тот или иной предмет на снимке, но назвать его будет необходимо.
  • Пригодятся фразы типа: in the picture, in the background (foreground), to the leftlright, in the centre, to take а picture, синонимы слова picture (shot, photo, photograph).

Задание 4 — монологическое высказывание с элементами рассуждения 
(сравнение двух фотографий)
  • Данное .задание является заданием высокого уровня сложности и призвано дифференцировать учащихся с высоким уровнем владения английским языком. Успешно справиться с ним может учащийся, изучавший английский язык в рамках профильной программы преподавания или дополнительно к базовому уровню обучения. Вам потребуется качественно иной, гораздо более богатый словарный запас. Кроме того, от вас требуется способность рассуждать, сравнивать, анализировать, находить общие свойства и различия. 
  • В рамках данного задания учащимся предстоит сравнить две фотографии (картинки) по приведённому плану. Фотографии в задании призваны иллюстрировать два способа (варианта) делать что-либо (заняться спортом, готовиться к экзаменам и т.д.). Учащиеся готовятся к ответу в течение 1,5 минут, затем им предоставляется 2 минуты для ответа. Варианты вступительной и заключительной фразы для ответа: 

Вступительная фраза: I' d like to compare and contrast these two pictures for you. / Let mе talk
about these two pictures for you., etc.
Заключительная фраза: That's all I wanted to tell you about these two pictures. / I hope I've
managed to complete the task., etc.
  • По первому пункту плана старайтесь четкого и лаконичного описать предложенные картинки. Вам необходимо назвать само действие и место, где оно происходит. Оптимальным будет использование предложений с Present Continuous (Progressive) Tense или Participle 1 + обстоятельство места, например: In the first picture we can see а girl (who is) jogging in the park.
  • По второму и третьему пунктам плана вы можете назвать по одному и более сходству или различию соответственно. При этом вам необходимо постоянно контролировать объем высказывания. Единственное названное сходство или различие может привести к тому, что вы не скажете необходимое для высокой оценки ответа количество фраз. В то же время не стоит искусственно находить сходства и различия, они должны быть очевидными как из самих картинок, так и из ситуации. Воспользуйтесь клише типа: As for the similarities between the two pictures, ... . However, there are some differences between these pictures., etc. 
  • Формулировка четвертого пункта плана в значительной степени облегчает вам поиск принципиального сходства или различия между фотографиями. Не стоит стремиться унифицировать, клишировать ответ по второму и третьему пунктам плана — такой ответ будет смотреться невыигрышно, искусственно. Необходимо отталкиваться от конкретного содержания фотографий в задании.
  • Повторите степени сравнения имени прилагательного. Степени сравнения прилагательных могут пригодиться и для описания различий между фотографиями, и для обоснования собственного выбора после того, как он был сделан и назван (пункты 4 и 5). 
  • Помните, вы выбираете не картинку, а способ что-то делать, изображенный на фото, т.е., не I'd personally prefer picture 1, а I' d personally prefer shopping online, etc.