Грамматика и лексика



задания
Проверяемые
элементы
содержания
Коды
проверяемых элементов
содержания
по кодификатору
Уровень
сложности задания
по кодификатору
Максимальный балл
за выполнение
задания
19 Грамматические навыки 5.2.1 – 5.2.4 (англ. яз.)
5.2.6 – 5.2.10 (англ. яз.)
5.2.1 – 5.2.13 (нем. яз.)
5.2.1 – 5.2.11 (фр.яз)
5.2.1 – 5.2.11 (исп. яз)
Б 1
20 Б 1
21 Б 1
22 Б 1
23 Б 1
24 Б 1
25 Б 1
26 Лексико-грамматические
навыки
5.3.1 (анг., нем., исп. яз)
5.3.3 (фр. яз)
Б 1
27 Б 1
28 Б 1
29 Б 1
30 Б 1
31 Б 1
32 Лексико-грамматические
навыки
5.3.2 – 5.3.3 (англ. яз.)
5.3.2 – 5.3.3 (исп. яз.)
5.3.2 – 5.3.3 (нем.яз)
5.3.1 – 5.3.2 (фр. яз)
П 1
33 П 1
34 П 1
35 П 1
36 П 1
37 П 1
38 П 1
Итого 20

Задания на контроль грамматических навыков
  • Задания на контроль грамматических навыков раздела «Лексика и грамматика» ЕГЭ по английскому языку являются заданиями базового уровня, основанными на связном тексте (или двух небольших текстах) повествовательного или научно-популярного характера. Тип задания с кратким ответом. Учащемуся необходимо заполнить пропуски в тексте, преобразовывая слова, напечатанные на полях заглавными буквами так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию.
  • Те предложения, восстанавливать которые требуется за счет преобразования глаголов, необходимо читать особенно внимательно. Рекомендуется определять категории глагола в следующей последовательности: 
          Шаг 1: определите наклонение (изъявительное, сослагательное, повелительное)  
          Шаг 2: определите залог (действительный или страдательный) 
          Шаг 3: определите время (настоящее, прошедшее, будущее) 
          Шаг 4: определите аспект (продолженный / непродолженный = Continuous/ Non-Continuous) 
          Шаг 5: определите наличие /отсутствие идеи предшествования (предшествующий / непредшествующий = Perfect/ Non-Perfect)
  • Правильно выполнив задание, экзаменуемые порой забывают перенести ответ на бланк ответов — в этом случае задание считается невыполненным, т.к. на проверку идут только бланки ответов №l и №2, а сам КИМ — это черновик для экзаменуемого. 
  • Иногда ответ переносят на бланк ответов с лишними словами и это считается ошибкой (типичная ошибка — вписывание артикля the перед превосходной степенью прилагательного ). 
  • Иногда экзаменуемые не следуют образцу написания букв латинского алфавита, который дан на самом листе ответов, что приводит к сбоям при машинной (компьютерной) проверке ответов.
  • В инструкциях к заданиям ясно сказано: при переносе ответов в заданиях данной группы буквы записываются без пробелов и знаков препинания. Тем не менее, экзаменуемые часто нарушают это требование. Все последние годы такие ответы принимаются как правильные, но возможен вариант, когда экзаменуемому просто не хватит клеточек на бланке ответов для записи ответа с пробелами.
  • Важное отличие данных заданий от всех ранее рассмотренных заданий заключается в том, что здесь возможны ВАРИАНТЫ правильных ответов. Ecли в предыдущих заданиях для каждого задания есть единственно правильный ответ, то в данных заданиях при необходимости закладываются грамматические и орфографические варианты ответов. Например, если грамматические правила допускает использование как инфинитива, так и герундия после глагола to start, то в ответе заложено writing; to write.
  • За каждый правильный ответ экзаменуемый получает один балл, т. е. максимум за полностью верное выполнение на контроль грамматических навыков составляет 7 баллов.
Задания на контроль лексико-грамматических (словообразовательных) навыков 
  • При выполнении этих заданий учащимся необходимо преобразовать данные исходные слова так, чтобы они лексически и грамматически соответствовали пропуску в тексте. Теоретически учащийся сталкивается с двойной трудностью — ему не только нужно образовать родственное слово с новым значением, но и поставить это новое слово в нужную по контексту грамматическую форму. То есть, например, если в результате деривации (словообразовательного процесса) получается существительное, то необходимо проверить, нет ли необходимости поставить его в форму множественного числа.
  • Необходимо повторить все сведения по словообразованию, классифицировать суффиксы английского языка в соответствии с тем, какую часть речи мы образуем при помощи того или иного суффикса, орфографические особенности. 
  • Обратите внимание на префиксы, классифицируйте их. Уделить особое внимание отрицательным префиксам. Например, типичная ошибка многих учащихся — неверное добавление отрицательного префикса к прилагательному expensive (правильный ответ — inexpensive). Рассматривая тот или иной аффикс, не забудьте акцентировать внимание на орфографических особенностях его добавления.
  • Необходимо также помнить, что часто от одного и того же корня можно образовать несколько слов одной и той же части речи с разными значениями, например: RELATE — relation (родство, связь, отношение) — relationship (отношения); АСТ — action (действие) — activity (деятельность).
  • При работе с экзаменационным заданием сначала определите часть речи исходного слова и необходимую часть речи для пропуска. Сделать это можно в опоре на знание словообразовательных элементов и базовой лексики в принципе, с одной стороны, и знание простейшего синтаксиса английского предложения, с другой стороны. Так, например, в позиции между артиклем и существительным может находиться прилагательное. 
  • Если исходное слово и пропущенное слово принадлежат к одной и той же части речи, что является частым случаем для имени прилагательного, вам следует подбирать соответствующий отрицательный префикс.
  • В заданиях на словообразование, как правило, задействованы часто встречавшиеся на уроках слова. Тем не менее, если вы испытываете затруднение при подборе соответствующего суффикса, усвоенные словообразовательные модели могут помочь вам «примерить» теоретически подходящие суффиксы к слову, опираясь на интуицию, языковую память и чувство языка.
  • Все сказанное о заполнение бланка ответов на задания на контроль грамматических навыков относится и к заданиям на контроль лексико-грамматических (словообразовательных) навыков.
  • Особое внимание следует обратить на возможность орфографических вариантов ответов. В качестве правильных ответов принимаются британский и американский вариант написания слов: favourite / favorite; colour / color и т.п. Что касается грамматических вариантов, то, как правило, контекст дает определенные ограничения. Например, прилагательные numerous, various и т.п. перед существительным указывают на необходимость формы множественного числа. Но возможны случаи, когда такие показатели отсутствуют, и тогда два ответа (существительное в единственном и во множественном числе) закладываются как правильные. Это полностью соответствует теории и практике языкового тестирования и не снижает качества КИМов.
  • За каждый правильный ответ экзаменуемый получает один балл, т. е. максимум за полностью верное выполнение заданий на контроль лексико-грамматических (словообразовательных) навыков составляет 6 баллов.
Задания на контроль лексико-грамматических навыков
  • Задания на контроль лексико-грамматических навыков относятся к заданиям повышенного уровня сложности, они традиционно вызывают затруднения у учащихся, являясь самыми сложными заданиями в данном разделе. Тип задания — множественный выбор. Вам предлагается связный отрывок из художественного или публицистического текста, в котором вы должны восстановить пропуски, выбирая единственно правильное слово из четырех предложенных опций. В этом задании проверяются лексико-грамматические навыки: оперирование единицами в коммуникативно-значимом контексте на основе понимания таких явлений как сочетаемость в целом и устойчивые словосочетания в частности, многозначность, синонимия, антонимия, фразовые глаголы. 
  • При выполнении задания следует сначала просмотреть весь текст (чтение с пониманием основного содержания), уловить его общее содержание, сюжет, логику, последовательность событий и т.п.
  • Если слово, которым хочется заполнить пропуск, не дано в строчке предложенных вариантов ответов, использовать его нельзя. Задача — выбрать подходящее по контексту слово из предложенных.
  • При определении неверных вариантов ответа, надо помнить, что неверный вариант ответа может сделать предложение нелогичным с точки зрения смысла, либо нарушить лексическую или грамматическую сочетаемость. 
  • Особое внимание обратите на сочетаемость лексических единиц, индивидуальную для каждого языка. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что словарный запас определяется простым количеством выученных словарных единиц. Это заблуждение: если человек не знает типичной сочетаемости данных слов, если он их заучивает как отдельные единицы, они бесполезны в общении на иностранном языке. Поэтому в процессе обучения следует заучивать устойчивые словосочетания и типичные контексты употребления активизируемых лексических единиц. 
  • Важно не забывать, что грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы. Обращайте внимание на грамматическое оформление искомого слова, например, на прямое или предложное управление, наличие дополнения и т.п. 
  • При выполнении заданий следует помнить о различиях в значении и употреблении синонимов. 
  • Особого внимания заслуживают фразовые глаголы, в которых обычно бывает пропущен послелог, но может быть пропущен и основной глагол. 
  • После заполнения пропусков, снова прочитайте текст и проверьте, нет ли нарушений логики, нет ли нарушений грамматики и только после этого перенесите ответы в бланк ответов №1.