Чтение



задания
Проверяемые
элементы
содержания
Коды
проверяемых элементов
содержания
по кодификатору
Уровень
сложности задания
по кодификатору
Максимальный балл
за выполнение
задания
10 Понимание основного
содержания текста
2.1 Б 7
11 Понимание
структурно-смысловых
связей в тексте
2.4 П 6
12 Полное понимание
информации в тексте
2.2 В 1
13 2.2 В 1
14 2.2 В 1
15 2.2 В 1
16 2.2 В 1
17 2.2 В 1
18 2.2 В 1
Итого 20

Задание на понимание основного содержания текста

  • Первым заданием в разделе «Чтение» ЕГЭ по английскому языку является задание базового уровня на понимание основного содержания прочитанного текста. Задача  — правильно подобрать к 7 микротекстам заголовки из предложенного списка, содержащего один лишний заголовок. Данное задание проверяет сформированность стратегий просмотрового чтения. Это в первую очередь означает, что на выполнение данного задания учащийся должен тратить минимальное количество времени (оптимально 5-7 минут). Напоминаем, что рекомендованное время выполнения всего раздела «Чтение» — 30 минут (однако учащийся имеет право сам распределять экзаменационное время в соответствии с собственными потребностями и способностями).
  • Поиск правильного ответа в данном задании предполагает, что учащийся, буквально сканирует текст «по диагонали», не вчитываясь слишком глубоко в его содержание. Ключевые слова в тексте, указывающие на правильный ответ, всегда принадлежат к группе базовой лексики, доступной каждому учащемуся.
  • Рекомендуется начинать работу с данным заданием с внимательного прочтения заголовков. Учащимся следует прочитать заголовки, уяснить общую тему текстов, по возможности выстроить ассоциативный ряд с ключевым словом каждого заголовка. 
  • Написание или даже мысленное или вслух проговаривание (на английском или русском языках) ассоциативного ряда создаёт так называемый эффект антиципации или ожидания, и учащийся при беглом прочтении текста легче выхватывает из него слова-маяки, помогающие быстро определить правильный ответ.
  • При очень широком или, напротив, очень маленьком словарном запасе выстраивание предварительного ассоциативного ряда может оказаться нецелесообразным по причине экономии времени. Следует помнить, что пассивный лексический запас (лексика, которую вы способны узнать и понять) всегда больше, чем активный лексический запас (лексика, которую вы способны самостоятельно использовать). Можно опираться на рецептивный лексический запас; главное — суметь быстро соотнести найденные в тексте опорные слова с ключевым словом заголовка к нему. Следовательно, выделение ключевого слова в заголовке, предварительное обдумывание заголовка абсолютно необходимы.
  • Если вам трудно определить заголовок к одному из текстов, оставьте его и перейдите к следующему. Не менее 50% всего задания можно выполнить достаточно легко. Вычёркивайте использованные заголовки и затем вернитесь к оставшимся текстам с гораздо меньшим количеством вариантов ответа.
  • Не следует забывать, что самые простые, доступные ключевые слова чаще всего находятся в первых двух или последних двух строках текста, хотя это и не всегда так.
  • За каждое правильно установленное соответствие экзаменуемый получает один балл, т.е. максимум за полностью верное выполнение этого задание составляет 7 баллов.

Задание на установление структурно-смысловых связей в тексте 

  • Второе задание в разделе «Чтение» КИМ ЕГЭ по английскому языку — это задание повышенного уровня на понимание структурно-смысловых связей в тексте. Экзаменуемым предлагается связный текст, в котором пропущены 6 фрагментов и список из 7 фрагментов для заполнения пропусков (список содержит 1 лишний фрагмент).
  • Подготовка к выполнению этого задания во многом обеспечивается работой над синтаксисом английского предложения. Понимание базовой структуры английского предложения, порядка слов, типов придаточных предложений существенно облегчает выполнение данного задания. 
  • Непосредственно при выполнении данного экзаменационного задания рекомендуется сначала проанализировать предложения с пропусками с целью определить, какая часть предложения выпущена (придаточное предложение, дополнение, обстоятельство и т.д.). Затем следует ознакомиться с предложенными вариантами и соотнести предложенные фрагменты с пропусками с точки зрения синтаксиса. 
  • Подчеркнем, что содержательный аспект, общий смысл предложения не менее важен, чем структурный аспект, синтаксис предложения. Во многих случаях содержание, смысл подсказывают верный ответ, а синтаксис его подтверждает. И в смысловом и в структурном плане надо помнить, что выбор фрагмента определяется тем, что предшествует пропуску и следует за ним. Вам следует по возможности установить триаду содержательных соответствий: предложение до пропуска — выбранный фрагмент — конец предложения или следующее предложение. 

Задания на полное понимание текста

  • Задания на полное понимание текста объективно являются самыми сложными в разделе «Чтение» ЕГЭ по английскому языку, это задания высокого уровня на полное и детальное понимание текста. Суть задания состоит в изучающем чтении художественного или публицистического текста, после чего учащемуся необходимо выполнить тест множественного выбора, определив правильные ответы на каждый вопрос из четырех предложенных вариантов.
  • Часто при выполнении заданий на полное понимание текста учащиеся сначала читают текст и только после этого переходят к вопросам. Эта стратегия может оказаться неэффективной в условиях ограниченного количества времени на экзамене, так как фактически учащимся приходится перечитывать текст снова. Более продуктивной будет работа от тестового вопроса к тексту, что, кстати, облегчает и членение текста (хотя мы рекомендуем просмотреть текст — но не читать его внимательно!— до начала работы с вопросами). Отметим, что правильный ответ может заключаться в одном слове или словосочетании, поэтому важно критически осмысливать мельчайшие детали текста, но уже понимая поставленные задачи. 
  • Научитесь условно делить текст на смысловые части в соответствии с поставленными к нему вопросами. Часто в самой формулировке вопроса содержится указание, в какой части текста следует искать ответ. Вопросы следуют порядку и логике предъявления информации в тексте, но последний вопрос или вопросы могут относиться ко всему тексту в целом. Части текста не всегда являются равнозначными по объему, — это может быть целый абзац или всего одно предложение. Деление текста на части в соответствии с поставленными вопросами значительно облегчает поиск правильных ответов.
  • Обращайте внимание на специфику поставленного вопроса. Так, вопрос может быть ориентирован на работу «методом исключения». Обычно такие вопросы звучат как What is TRUE или What is NOT true. 
  • Часто первый вопрос по тексту связан с определением основной темы текста. Рекомендуется при ответе на такие вопросы обращать внимание на заголовок текста.
  • При обдумывании ответа не следует ориентироваться на прямое повторение фразы или словосочетания текста в предложенных вариантах ответа, чаще всего это заведомо неверный ответ. Практически в каждом абзаце текста, содержащем правильный ответ, есть дистракторы (дистрактор (от англ. distract — отвлекать) — неправильный, но правдоподобный ответ в тестовых заданиях с выбором одного или нескольких правильных ответов. Дистракторы как правило используются в тестах способностей, тестах знаний и профессиональных навыков.), часто повторяющиеся в предложенных вариантах ответов.
  • Подчеркнем, что последний вопрос (последние вопросы) могут касаться всего текста и общей авторской позиции, авторского отношения к описываемому, что нельзя определить без общего высокого уровня читательской компетентности.
  • За каждый правильно выбранный ответ экзаменуемый получает один балл, т.е. максимум за полностью верное выполнение заданий на полное понимание текста составляет 7 баллов.