Письмо



задания
Проверяемые
элементы
содержания
Коды
проверяемых элементов
содержания
по кодификатору
Уровень
сложности задания
по кодификатору
Максимальный балл
за выполнение
задания
39 Письмо
личного характера
4.3 Б 6
40 Письменное высказывание
с элементами рассуждения
по предложенной проблеме
«Ваше мнение»
4.6 В 14
Итого 20

Задание на написание личного письма
  • Первое задание раздела «Письмо» — это задание базового уровня на написание личного письма, которое посильно любому учащемуся, освоившему программу базового уровня. Выполнение данного задания оценивается по 3 критериям: содержание (решение коммуникативной задачи), организация текста, языковое оформление текста.
  • Здесь не особенно важна очевидная оригинальность и разнообразие в письменного произведения. Учащийся должен четко знать алгоритм написания письма, перечень необходимых клише, правила оформления письма. Не стоит пытаться каждый раз по-новому написать первый абзац или придумывать новые переходы от абзаца к абзацу. Возможна следующая схема оформления письма:
                                                                                                                                           Moscow
                                                                                                                                           Russia
                                                                                                                                           ___June 201 ...
          Dear ___
          Thank you very much for your letter. It's always nice to hear from you.
          I'll be happy to answer your questions. __________
          That's exciting news about __________
          That's all for now. I'll be waiting for your next letter.
          Bye,
          ___
  • В предложенной схеме оформления адрес отправителя (т.е. российский адрес учащегося) и дата располагаются в правом верхнем углу, причем дата располагается под адресом. Можно использовать краткий или полный вариант написания адреса, а также другие принятые в англоязычных странах способы написания даты. Начало письма в предложенном образце должно содержать фразы, выражающие благодарность за полученное письмо и указание на предыдущие контакты с другом по переписке, что является обязательными компонентами. Эти фразы можно заменить на другие, если они будут решать названные задачи.
  • Посвятите второй абзац письма ответам на вопросы воображаемого друга по переписке, при этом не забывая начать абзац с вводной фразы. Рекомендуется отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы в тексте задания. Это поможет не пропустить вопрос и обдумать его более тщательно, обратить внимание на его детали. При поиске вопросов обращайте внимание на косвенные вопросы, которые на первый взгляд выглядят как повествовательные предложения. Такие вопросы часто начитаются с фраз I wonder, 1' d like to know и т. д. Используйте вводные слова и обороты, начиная новую мысль, например: I must say, as for me и др. Также следует убедиться, что вы дали конкретные и четкие ответы на все вопросы.
  • При ответе на вопросы друга по переписке можно пользоваться формулировками этих вопросов из текста-стимула. Так вы можете быть уверены, что отвечаете точно и четко на поставленный вопрос, а, во-вторых, воспользовавшись готовой конструкцией предложения, развернув ее из вопросительной в повествовательную форму, вы сделаете меньшее количество лексико-грамматических ошибок.
  • При формулировании собственного предложения используйте строго фиксированный порядок слов, типичный для английского языка. Следует формулировать мысль в последовательности подлежащее — сказуемое — дополнение — обстоятельство, по необходимости наращивая определения и вводные фразы к готовой конструкции предложения. Так вы можете избежать ошибок, связанных с порядком слов и выбором синтаксической конструкции. Вы должны также уверенно владеть конструкциями I have и there is/are, которые смело можно назвать универсальными, так как они могут быть использованы практически в любом контексте.
  • Большое количество ошибок учащиеся совершают, задавая встречные вопросы другу по переписке. Отработайте правила составления вопросительного предложения хотя бы в системе времен Simple. Помните, что вопросы могут и не быть разнообразными (по крайней мере, три однотипных, грамматически простых вопроса дадут вам столько же баллов, сколько и три разных, грамматически сложных вопроса). 
  • В заключении использовать фразу, выражающую надежду на продолжение общения.
  • Заканчивая письмо, также нельзя забывать о заключительной фразе и подписи (имени автора), при этом нельзя использовать в подписи фамилию и отчество, а также подписывать письмо как документ. Указание фамилии будет означать, что работа расшифрована, эксперт видит фамилию автора, нарушена секретность, и такая работа не будет проверяться.
  • В формулировке задания указан рекомендованный объём их будущего письма — от 100 до 140 слов. Допускается не более 10% отклонения в объёме в ту или иную сторону, то есть, письмо может содержать не менее 90 и не более 154 слов включительно. Если работа содержит менее 90 слов, она не будет проверяться. Если работа содержит более 154 слов, то экзаменатор будет проверять только первые 140 слов. При подсчете слов краткие (стяженные) формы слова (например, don't), аббревиатуры (NASA), числительные, сложные слова (e-mail) считаются как одно слово — прочитайте приложение к демоверсии КИМ ЕГЭ и саму демоверсию на сайте ФИПИ www.fipi.ru .
  • В связи с тем, что при написании письма личного характера оценивается языковое оформление текста, необходимо формировать навыки самопроверки собственного письменного произведения, а именно: поиск и выявление лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок и их исправление. Приучитесь исправлять ошибку, аккуратно зачеркивая неверную букву, слово, словосочетание и надписывая верные сверху, между строчками.
Лист самопроверки, который поможет учесть все требования к вашей работе:

Пункт самопроверки Да / нет
Краткий адрес расположен в правом верхнем углу.
Дата расположена под адресом.
Приветствие начато со слова dear и отделено запятой.
Абзацы выделены красной или пропущенной строкой.
Выражена благодарность за полученное письмо.
Есть фраза, показывающая, что общение уже продолжается какое-то время.
Есть ответы на все вопросы, заданные другом по переписке.
Есть средства логической связи.
В отдельном абзаце заданы 3 встречных вопроса другу.
Выражена надежда на продолжение общения.
Есть стандартная завершающая фраза, после нее стоит запятая.
Есть подпись — имя автора письма (без фамилии) на отдельной строке, после неё не стоит точки.
Количество слов в письме не менее 90, но и не более 154.


  • Данное задание оценивается экспертами, прошедшими специальную подготовку, на основе критериев оценивания. Максимальный балл — 6.

Задание на создание развернутого письмеиного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение»

  • В соответствии с государственным стандартом полного (общего) образования данное задание называется развернутым письменным высказыванием с элементами рассуждения «Мое мнение». В школьной практике это задание часто называют «эссе», что не совсем верно, т.к. в англоязычной методике преподавания английского языка как иностранного к заданиям на написание эссе предъявляются несколько иные и более жесткие требования, чем к развернутому письменному высказыванию. Данное задание также часто для краткости называют «сочинением».
  • Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения «Мое мнение» является заданием высокого уровня сложности рассчитано на учащихся, освоивших программу профильнаго уровня (более 3-х часов анrлийского языка в неделю). В программе базового уровня не содержится требования формирования этого умения у учащихся. Данное задание включено в КИМы с целью дифференциации учащихся с высоким уровнем владения языком, обучавшихся по профильной программе и претендующих на 85 — 100 баллов.
  • Не используйте заученных учебных текстов или их фрагментов при написании сочинения. Не забывайте, что при совпадении 30% текста учащихся с учебными текстами из письменных источников работа не проверяется и оценивается в 0 баллов. Однако речь идет именно о достаточно протяженных фрагментах (10 слов и более), а не о словосочетаниях. На стандартные вводные фразы, клише перехода от одной мысли к другой, наконец, устойчивые словосочетания и идиомы это правило не распространяется (меньше 10 слов).
  • Обратите пристальное внимание на интерпретацию темы.
  • При написании сочинения рекомендуется выделять отдельный абзац для каждого пункта предложенного плана.
  • Прежде чем начинать писать эссе, необходимо обдумать тему, четко представить себе, о чем требуется писать, подобрать аргументы для 2 и 3 абзацев, контраргументы для 4 абзаца. При этом важно понимать — выбор позиции не влияет на оценивание экспертами работы; главное — чтобы вы смогли аргументировать выбранную позицию. На черновике вы можете записывать свои мысли, подбирать фразы и словосочетания для выражения этих мыслей на английском языке. Так вы сможете заранее обдумать языковое оформление своих мыслей. Часто бывает, что мысли есть, но их трудно выразить по-английски. 
  • В формулировке задания указан рекомендованный объём будущего сочинения — от 200 до 250 слов. Допускается не более 10% отклонения в объёме в ту или иную сторону, то есть, сочинение может содержать не менее 180 и не более 275 слов включительно. Если работа содержит менее 180 слов, она не будет проверяться. Если работа содержит более 275 слов, то экзаменатор будет проверять только первые 250 слов. При подсчете слов краткие (стяженные) формы слова (например, don't), аббревиатуры (NASA), числительные, сложные слова (e-mail) считаются как одно слово - прочитайте приложение к демоверсии КИМ ЕГЭ и саму демоверсию на сайте ФИПИ www.fipi.ru.
  • Структурируйте сочинение, используя соответствующие вводные фразы и клише. Варианты для каждой необходимой в эссе функции:

Введение первого аргумента: firstly, first and foremost, first of all, а major benefit is that, to begin I start with (it is important to emphasize).
Введение второго аргумента: secondly, furthermore, moreover, what is more, besides, similarly, а further convincing argument, another (positive / negative) aspect of.
Введение последнего аргумента, заключение: finally, lastly.
Расширение, иллюстрация аргумента: if, providing that (provided), unless, as long as, no matter how, however many, wherever.
Введение противоположной точки зрения: there is another side to the issue / question of; there are people who have the opposite opinion.
Введение контраргумента: however, in contrast with the idea that, despite, in spite of, regardless of the fact, while, whereas, though (although), nevertheless.
Введение примера: for example, for instance, if we look at the statistics, if we take Intemet polls.
Вычленение мысли, придание ей того или иного оттенка, усиление: clearly, obviously, needless to say, generally.
Установление причинно-следственной связи: owing / due to the fact, for this reason, on the grounds that, another cause of, thus, therefore, consequently.
Представление собственного мнения: in mу opinion, I therefore feel, to mу mind, to mу way of thinking, it is mу firm belief / opinion / view /conviction that, I аm inclined to believe that, it seems / appears to me, as far as I аm concerned.
Заключение, вывод: to conclude, in short, to summarize, on the whole (I believe that).

  • Подбирая аргументы, учтите, что в плане экзаменационного задания сказано: 2–3 аргумента в поддержку своей точки зрения (второй пункт плана). Это означает, что от вас ожидаются 2 развернутых или 3 более кратких аргумента.
  • Важно, чтобы объяснение, почему автор не согласен с аргументами оппонента (условно это считается четвертым абзацем — по пунктам плана) действительно соотносилось с мнением оппонента. Другими словами, следует возражать стороннику противоположного мнения именно по существу, а не просто добавить какие-то мысли в поддержку своей точки зрения. В связи с этим, прежде чем излагать аргументы противной стороны, следует задуматься о своих контраргументах.
  • В заключении обязательно еще раз обозначьте свою позицию. Важно отметить, что на протяжении всего сочинения выбранная позиция не должна меняться. Также нельзя занимать компромиссную позицию.
  • Данное задание оценивается экспертами, прошедшими специальную подготовку, на основе критериев оценивания. Максимальный балл — 14.